Home / Налоги / Есть такой «зверь» – Росфинмониторинг

Есть такой «зверь» – Росфинмониторинг

Росфинмониторинг

Поделиться новостью

Система финансового мониторинга

В предпринимательской среде бытует мнение, что все государственные усилия по борьбе с отмыванием грязных денег курирует единая служба под названием Росфинмониторинг. Именно это ведомство аккумулирует информацию о транзакциях компаний, а затем при необходимости транслирует ее по компетентным адресам. На самом деле это не совсем так. Давайте посмотрим, какие структуры и каким образом осуществляют функции финансового контроля за бизнесом.

Финансовый мониторинг федерального значения

Федеральная служба финансового мониторинга представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который ориентирован в первую очередь на сбор и изучение сведений, связанных с внешнеторговой деятельностью коммерческих структур. Если ФСФМ выявляет сделки подозрительного характера, то соответствующая информация передается в компетентные органы по линии МВД, ФСБ, ФНС и ФТС России. Деятельность этой структуры развивается по следующим направлениям:
— сбор информации в банках по поводу подозрительных транзакций с целью дальнейшей передачи в силовые структуры;
— обработка запросов из МВД, ФСБ, ФНС и ФТС России по поводу предоставления распечаток подозрительных счетов, IP-адресов, с которых тот или иной клиент имеет обыкновение заходить в банк, а также информации о содержании карточек подписей (печатей) и о доверенностях; кроме того, заинтересованные в подобной информации органы и их должностные лица могут поинтересоваться на предмет наличия в действиях предпринимателей признаков состава преступления;
— передача подобной информации в компетентные органы по собственной инициативе при выявлении сведений о фактах нарушения действующего закона.
Стоит ли вам опасаться активности ФСФМ? Для законопослушного предпринимателя особой угрозы эта организация не представляет. Но случаются исключения. При этом внимания ФСФМ удостаиваются как раз компании, представляющие реальный сектор экономики. Однодневки, срок существования которых ограничен парой-тройкой месяцев вряд ли заинтересуют эту структуру ввиду ее неповоротливости. Пока они соберутся накинуть на однодневную «птичку» ловчие сети – та уже упорхнула. Другое дело компания, ведущая бизнес, поставляющая (приобретающая) реальные товары, оказывающая всамделишные услуги.
Следует помнить, что финансовая контрразведка используют в своей деятельности такой инструмент, как Информационная система. В нее следует загрузить соответствующую информацию, включая банковские проводки. Тогда можно получить выводы о том, имел ли место вывод денег или их обналичивание. Как правило, система используется в качестве реакции на запрос из контролирующих органов в рамках того или иного проверочного мероприятия. Специалистов, способных самостоятельно разобраться в хитросплетениях как реальной экономики, так и ее серого сектора, не так много. Поэтому ведомство действует реактивно: есть запрос – проводится мониторинг, а на нет и суда нет.

Финансовый мониторинг банковского уровня

Структура Центробанка включает в себя Департамент банковского надзора. Он также призван бороться с отмыванием грязных денег и с финансированием террористической деятельности. Но делается это в банковской сфере. Перед Департаментом стоят следующие задачи:
— обучение персонала банков (комплаенс-менеджеров) искусству обнаружения подозрительных транзакций на основе инструкций Центробанка с использованием автоматизированных средств;
— консультации и рекомендации руководства банка при отборе кандидатов на основные должности в кредитной организации;
— разработка рекомендаций, на основе которых руководство Центробанка разрабатывает Указания и Рекомендации для проведения мероприятий в рамках борьбы с отмыванием грязных денег и финансированием террористической деятельности;
— рассылка в коммерческие банки пресловутых стоп-листов, куда включаются клиенты, совершившие подозрительные операции, и которых следует отлучить от получения основных банковских продуктов. Хотя формально эти бумаги носят рекомендательный характер, на практике они исполняются в обязательном порядке под угрозой попасть под подозрение уже самим сотрудникам банка. В стоп-листе указаны ИНН и БИК подозрительного клиента, а потому сегодня становится модным исключать себя из черного списка через смену ИНН.
Следует учесть, что стоп-лист Центробанка – не единственный кондуит, попадание в который грозит провинившемуся отлучением от финансовых потоков. Службы безопасности всех банков составляют собственные списки подозрительных клиентов, которых когда-то отказались обслуживать в соответствующем банке ввиду наличия компрометирующих обстоятельств. Эти сведения аккумулируются в так называемый межбанковский обменник. И лицу, которое по тем или иным причинам попало в этот список, так же весьма затруднительно будет воспользоваться банковскими услугами на просторах нашей страны.
Но попадание в обменник не столь драматично, как присутствие в перечне стоп-листа Центробанка. Тут все-таки имеются варианты. Поскольку для попадания в межбанковский обменник имеется более широкий набор оснований, это дает шанс договориться со службой безопасности конкретного банка и стать-таки его клиентом. Это возможно и благодаря тому, что к сведениям межбанковского обменника сотрудники банков относятся не столь трепетно, как к аналогичной информации из стоп-листа Центробанка. Его несоблюдение не грозит совсем уж роковыми последствиями.

Тяжелая заморозка

Однако Департамент банковского надзора располагает таким орудием большого калибра, как право безакцептного списания средств со счетов организации с последующей отправкой этих денег на специальный счет РКЦ Центробанка вплоть до полного выяснения обстоятельств. Используется это средство не слишком часто, но влечет за собой самые тяжелые последствия для попавшего под подозрение клиента банка. И речь идет не только о проблемах, возникающих ввиду отсутствия средств. Такой предприниматель автоматически становится объектом пристального внимания буквально всех контролирующих органов. В отношении него начинает действовать своеобразная презумпция виновности. Ведь теперь именно он должен убеждать всех в том, что он не выводит деньги за границу и не занимается криминальным обналичиванием, и вообще он законопослушный бизнесмен.
А еще Департамент банковского надзора может заморозить банковские платежи в тот момент, когда средства отправителя уже ушли, а получатель их еще не получил (то есть на этапе РКЦ). Используется подобный инструмент, как правило, в экстренных случаях: когда имеются основания подозревать, что случилось хищение в банке, находящемся в предбанкротном состоянии. Поскольку сотрудники Департамента имеют прямой доступ к серверам РКЦ Центробанка, они имеют возможность наблюдать за всеми операциями в режиме он-лайн, что и позволяет им приостановить прохождение платежа даже в том случае, когда он уже списан банком-отправителем.

Евгений Сивков 

 

Источник: налоговыеновости.рф

Check Also

Сведения из налоговых деклараций контрагентов предоставляются только если они признаны общедоступными

kantver / Depositphotos.com Налоговая служба разъяснила порядок предоставления сведений, содержащихся в декларациях контрагентов (письмо ФНС России …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика