Home / Налоги / Покупатели и НДС — объединяйтесь!

Покупатели и НДС — объединяйтесь!

налоги, НДС, покупатель

Поделиться новостью

Покупатели и НДС

С Нового года вступили в силу поправки в закон, которыми отменяется освобождение от уплаты НДС операций, проводимых в связи с продажей лома и отходов цветных и черных металлов. И, судя по всему, это только начало. Государство отработает на участниках подобных операций схему, которую затем сможет сделать универсальной.
В целом я считаю, что экспериментальная новация успешной не станет, поскольку проверяющие не смогут эффективно контролировать неизбежно возникающие налоговые разрывы. Посмотрим, что служит тому причиной.
Ссылки на нормативные акты размещены в конце статьи.

Покупатель платит

Итак, в чем суть эксперимента, который был задуман в недрах Министерства финансов РФ. Теперь покупатели лома, а также отходов цветных и черных металлов и сплавов обязаны перечислять в бюджет НДС. При этом не имеет значения, является ли такой покупатель налоговым агентом (исключение из этого правила – физические лица без статуса индивидуального предпринимателя). После того, как ему отгружен товар, у покупателя возникает обязанность исчисления и перечисления НДС в бюджет независимо от того, успел ли он оплатить этот товар. В том случае, когда покупатель имеет статус плательщика налога, он может принять его к вычету. Что касается продавца: в том случае, когда он по закону плательщиком НДС не является, он обязан указывать в первичке и в текстах соответствующих договоров «без НДС». Плательщики НДС при проставлении подобной отметки все равно обязаны платить налог. Остается неясной ситуация, когда обе стороны договора не являются плательщиками налога. При этом в законе отсутствует прямое указание, что в подобных случаях покупатель налоговым агентом не признается. То есть возникает коллизия норм права. Она должна быть разрешена на уровне судебной практики и официальных разъяснений компетентных субъектов.

Кого считать бенефициаром?

Новации, о которых сказано выше, приняты из соображений повышения эффективности борьбы со схемами ухода от уплаты НДС. Проверяющие, установив, что тот или иной товар приобретен у однодневки, тут же снимают с компании вычеты и расходы. Как известно, схемы ухода от уплаты НДС с участием фирм-однодневок можно разделить на два вида. В первом случае речь идет о виртуальных товарах, работах либо услугах, а во втором все эти объекты налогообложения вполне реальны. Но при этом однодневки выступают в качестве транзитных участников цепочки сделок, они служат инструментом для увеличения стоимости товаров (работ, услуг). Разница между этими схемами в том, кого налоговики будут считать выгодоприобретателем.

Если продавец – однодневка, товары, услуги и работы носят виртуальный характер, то бенефициаром будет признан покупатель. Ему доначислят налоги, с него снимут соответствующие расходы. Но, как это ни парадоксально, в этом случае может пострадать бюджет. Итак: покупатель исчисляет НДС и тут же принимает его к вычету. Но после доначисления в связи с нереальностью объекта сделки будет обнулен весь НДС покупателя (к уплате и к вычету). Поскольку продавец реальный – ущерб для бюджета тоже будет реальным. А доначислить налог продавцу возможности не представится, поскольку он при такой схеме – однодневка. В бюджет, соответственно, перечислять нечего.
Что касается однодневки, то, как известно, при минимальной налоговой базе в сочетании с большими суммами платежей формирование недостоверной отчетности сложности не составляет. А поскольку принимать к вычету налог и платить его будет один и тот же субъект – налоговый агент – сравнить информацию, полученную от покупателя и продавца, будет невозможно.

При проведении камеральных проверок сотрудники налоговых органов, сравнивая книги покупок и продаж одной и той же компании, не смогут проконтролировать наличие налоговых разрывов: налоговый вычет всегда будет равняться сумме к уплате налога.

В тех случаях, когда в качестве предмета сделки будут абсолютно реальные товары (услуги либо работы), бенефициаром может стать любая сторона сделки. Продавец в подобной ситуации стремится к тому, чтобы продать товар покупателю-однодневке с минимально возможной наценкой, что приводит к экономии с налогом на прибыль и с НДС. А покупатель всегда стремится купить товар подороже для завышения как расходов, так и вычетов. Это начальное и конечное звенья цепочки. Посредники, располагающиеся в середине цепочки сделок, обналичивают и распределяют между собой излишки денег. И принятые новации не смогут в таком случае изменить ситуацию с налогом на прибыль. Реальный продавец, реализующий товар контрагенту-однодневке с небольшой наценкой, возлагает на него обязанность по уплате НДС. А потому ему можно инкриминировать только искусственное занижение выручки применительно к налогу на прибыль. То есть ему могут снять соответствующие расходы и доначислить этот налог. При этом для того, чтобы вывести объемы необоснованной выгоды в части налога на прибыль, проверяющие будут использовать метод трансферного ценообразования. То есть они вынуждены будут проверять цены, а затем рассчитывать получившуюся разницу.

Все – однодневки

А что произойдет в том случае, когда выяснится: вся цепочка сделок состоит исключительно из фирм-однодневок? Налоговикам нужно будет установить: кто в этом случае выгодоприобретатель. В такой ситуации необоснованную выгоду могут получить как итоговый покупатель, так и первоначальный продавец. Значит, фискальным органам придется доказывать умысел, направленный на совершение налогового нарушения.
Предположим, что реальный продавец продает однодневке товар с самой минимальной наценкой. А покупатель реализует приобретенный товар уже по вполне рыночной цене. В такой ситуации имеется возможность утверждать, что целью продавца было уклонение от уплаты НДС. Контролеры постараются взыскать НДС с продавца, исходя из версии, что он продал товар напрямую, без посредничества однодневки. Доначисление в таком случае будет сделано на основе реальной рыночной наценки. То обстоятельство, что посредник-однодневка имеет статус налогового агента, не отменяет правила, в соответствии с которым продавец является плательщиком НДС. Кстати, применять в такой ситуации метод ценообразования, о котором написано выше, нет необходимости. Ведь конечный покупатель указывает в своей отчетности цену, по которой он действительно купил товар.
Иногда возникают ситуации, когда в цепочке вообще не удается обнаружить реального производителя (импортера) товара. Тогда контролеры попытаются возложить обязанность по уплате НДС на итогового покупателя или вообще на любое юридическое лицо, участвующее в работе цепочки.

На практике реального производителя в цепочке обнаружить достаточно сложно: многие товары не имеют паспортов производителя, номеров. А изучение банковских выписок компаний-однодневок задача очень непростая. Тем более, что они могут закупать одни товары, а продавать совсем другие. Признать их реальными продавцами? Против этого их контрагенты точно возражать не будут. Скорее всего, проверяющие станут натаивать на том, что реальный поставщик – то юрлицо, которое в своей выписке первым указало сомнительный товар. А всех остальных участников цепочки они будут считать однодневками.
Правомочность доначисления НДС конечному покупателю в цепочке налоговики обоснуют тем, что, поскольку однодневки налог не перечисляли, в отношениях с ним отсутствует деловая цель, значит, право на вычеты у такого покупателя отсутствует.

Однако вероятность того, что обязанность уплаты налога будет возложена на кого-то из посредников, тоже достаточно велика. Ведь сегодня сложно доказать наличие незаконной экономии по уплате НДС у конечного покупателя и первоначального продавца. А посредник в цепочке купли-продажи должен исчислять и уплачивать НДС, который принимается к вычету конечным покупателем.

Евгений Сивков

Перечень нормативных актов
Ст. 2 Закона от 27.11.2017 № 335 ФЗ;
п. 8 ст. 161 НК;
гл. 14.3 НК;
гл. 14.3 НК.

 

Источник: налоговыеновости.рф

Check Also

Эксперты считают, что операции по реализации макулатуры должны быть освобождены от обложения НДС

AntonMatyukha / Depositphotos.com С начала 2019 года применяется механизм реверсивного обложения НДС в сфере реализации макулатуры. Это …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика